Гражданский кодекс Украины (ГК Украины) с комментариями к статьям

Стаття 152. Поняття акціонерного товариства

1. Акционерное общество - хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество долей одинаковой номинальной стоимости, корпоративные права по которым удостоверяются акциями.

2. Акционерное общество самостоятельно отвечает по своим обязательства ' язаннями всем своим имуществом. Акционеры не отвечают по обязательства ' язаннями общества и несут риск убытков, эт ' связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционеры, не полностью оплатившие акции, в случаях, установленных уставом, отвечают за обязательства ' язаннями общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Гарантии защиты имущественных прав акционеров устанавливаются законом.

3. Наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание того, что общество является акционерным.

4. Особенности правового статуса акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственных предприятий, устанавливаются законом.

5. Акционерное общество, осуществляющее публичное размещение акций, обязательства ' связано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, сведения о прибылях и убытках, а также другую информацию, предусмотренную законом.

6. Акционерные общества по типу разделяются на публичные общества и частные общества. Особенности правового статуса публичных и частных акционерных обществ устанавливаются законом.

1. Гражданский кодекс Украины как основной акт гражданского законодательства определяет общие особенности правового регулирования акционерных обществ (далее - АО) и прямо допускает регламентацию правового статуса АО другими законами.

Правовое регулирование акционерных обществ в ГК не ограничивается нормами ч. 5 § 1 главы 8, на него распространяются общие положения о юридической лицо (глава 7), общие положения о хозяйственных обществах (часть 1 пункта 1 главы 8 " Предпринимательские общества "), нормы главы 14 " Ценные бумаги ".

До принятия Закона Украины " Об акционерных обществах ", который вступил в силу 30.04.2009 года, роль специального закона в сфере регулирования вопросов создания, деятельности и прекращения акционерных обществ выполнял Закон Украины " О хозяйственных обществах " от 19 сентября 1991. Следует отметить, что нормы Закона Украины " О хозяйственных обществах " продолжают действовать до 30.04.2011 года относительно акционерных обществ, созданных до вступления в силу Закона Украины " Об акционерных общества " и не привели свою деятельность в соответствие с ним (см. п. 3 к комментарию).

Ряд норм, определяющих правовой статус акционерных обществ как разновидности хозяйственных обществ и предприятий, содержится в Хозяйственном кодексе Украины.

Акционерные правоотношения регулируются также законами Украины " О ценных бумагах и фондовом рынке ", " О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине ", " О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине ". Создание, прекращение акционерного общества, получение в собственность или в управление акций и приобретение иным образом права контроля над обществом осуществляется с соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции (антимонопольного законодательства).

Деятельность акционерного общества, зарегистрированного в Украине как юридического лица, отношения между акционерным обществом и акционерами, а также между акционерами акционерного общества по поводу деятельности последнего регулируются исключительно законами и другими нормативно-правовыми актами Украины. Вопрос о правомерности подчинения отношений между акционерами, а также между акционерами и акционерным обществом по поводу деятельности общества иностранному праву путем заключения акционерами - иностранными юридическими или физическими лицами сделки (сделки), решался судебными органами отрицательно, такие сделки, по мнению ВХСУ, являются ничтожными (П. 6.1 рекомендаций президиума ВХСУ от 28.12.2007 г. N 04-5/14 " О практике применения законодательства в рассмотрении дел, возникающих из корпоративных отношений "). Вопросы корпоративного управления могут быть урегулированы соглашением, заключенным между акционерами, только в случаях, прямо предусмотренных актами законодательства Украины.

Вместе Закон Украины " Об акционерных обществах " расширил сферу договорного и уставного регулирования отношений в АО, предоставляет акционерам гораздо больше возможностей использовать привлекательные для них нормы иностранного права. При этом соглашения между акционерами не могут изменять нормы закона и устава общества, ограничивать права других акционеров общества.

2. По соотношению с Гражданским кодексом Закон Украины " Об акционерных обществах " (далее - Закон об акционерных обществах) относится к другим актам гражданского законодательства, принимаются в соответствии с Гражданским кодексом и не должны ему противоречить (ст. 4 ГК Украины). В случае возникновения противоречий применяться норма ГК, если возможность регулировки другим законом не предусмотрена самим Кодексом.

Законодатель попытался предотвратить такие противоречиям и одновременно с принятием Закона Украины " Об акционерных обществах " внес изменения в соответствующие статьи Гражданского кодекса, Хозяйственного кодекса, законов Украины " О ценных бумагах и фондовом рынке ", " О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине ", " О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине ", " Об управлении ' объектами государственной собственности ".

Закон об акционерных общества определяет порядок создания, деятельности, прекращения, выделения акционерных обществ, их правовой статус, права и обязанности ' связки акционеров и распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Украины.

Специальными законами предусматриваются особенности относительно:

- правового статуса, создания, деятельности, прекращения (реорганизации и ликвидации), выделения акционерных обществ, осуществляющих деятельность на рынках финансовых услуг

- правового статуса, создания, деятельности, прекращения, выделения государственных акционерных обществ и государственных холдинговых компаний, единственным учредителем и акционером которых является государство в лице уполномоченных государственных органов

- создание акционерных обществ в процессе приватизации и корпоратизации, их правового статуса и деятельности в период выполнения плана приватизации (размещение акций), которые определяются законодательством о приватизации и корпоратизации

- управление акционерными обществами, в уставных капиталах которых есть корпоративные права государства или территориальной общины.

К специальному законодательству относится законы Украины " О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг ", " О банках и банковской деятельности ", " О страховании ", " Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды) ", " О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью ", " Об управлении ' объектами государственной собственности ", " О холдинговых компаниях в Украине " т.п..

Некоторые вопросы правового статуса АО отнесены к регламентации подзаконными актами. В частности, особенности изменения уставного капитала, создание АО путем слияния, разделения, выделения или преобразования предпринимательского (предпринимательских) обществ, государственного (государственных) и коммунального (коммунальных) предприятий в АО определяются Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, а с участием государственных и (или) коммунальных предприятий - Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку по согласованию с Фондом государственного имущества Украины.

Итак, специальные нормы законодательства, касающихся акционерных обществ, действуют в части, регулирующей перечисленные в Законе об акционерных обществах особенности их правового статуса, создания, деятельности, прекращения и выделения. В остальном на эти АО распространяется действие Закона об акционерных обществах, включая нормы о гарантиях и способах защиты прав акционеров, порядок проведения общего собрания акционеров, формирования других органов управления, подачи отчетности и т.д..

3. С момента вступления в силу Закона Украина " Об акционерных обществах " законы Украины, другие нормативно-правовые акты действуют в части, не противоречащей настоящему Закону. При применении этой нормы следует учесть, что Закон об акционерных обществах предусматривает возможность регулирования определенных особенностей АО другими (специальными) законами. Следовательно, нормы специальных законов, даже принятые ранее, имеют приоритет над нормами Закона об акционерных обществах по вопросам, отнесенным к сфере регулирования специальных законов.

Пунктом вторым раздела XVII " Заключительные и переходные положения " Закона об акционерных обществах предусмотрено, что через два года со дня вступления в силу настоящего Закона (т.е. с 30.04.2011 года) теряют силу статьи 1 - 49 Закона Украины " О хозяйственных обществах " в части, касающейся акционерных обществ.

Уставы и другие внутренние положения акционерных обществ, созданных до вступления в силу Закона об акционерных обществах, подлежат приведению в соответствие с нормами этого Закона не позднее двух лет со дня вступления в силу настоящего Закона (т.е. в срок до 30.04.2011 года).

Практические вопросы перехода существующих акционерных обществ на новые правила деятельности изложены в раз ' объяснением ГКЦБФР от 14.07.2009 г. N 8 " О порядке применения отдельных положений раздела XVII " Заключительные и переходные положения " Закона Украины " Об акционерных обществах " в связи ' связи с вступлением в силу "

- до приведения в соответствие с нормами Закона об акционерных обществах устава и других внутренних положений акционерных общества должны руководствоваться в своей деятельности с 30.04.2009 года по 30.04.2011 года Законом Украины " О хозяйственных обществах " и соответствующими подзаконными нормативно-правовыми актами. Этими же актами законодательства регулируются взаимоотношения общества с акционерами, инвесторами, органами государственной власти и другими лицами

- акционерные общества, которые, начиная с 30.04.2009 года, привели свою деятельность в соответствие с Законом об акционерных обществах (т.е. зарегистрировали новую редакцию устава с изменением наименования из открытого и закрытого акционерного общества на публичное акционерное общество или частное акционерное общество), должны руководствоваться в своей деятельности Законом об акционерных общества и соответствующими подзаконными нормативно-правовыми актами. Этими же актами законодательства регулируются взаимоотношения общества с акционерами, инвесторами, органами государственной власти и другими лицами

- начиная с 30.04 .2009 года все акционерные общества, в том числе те, которые еще не привели свою деятельность в соответствие с Законом Украины " Об акционерных обществах ", обязательства ' связанные руководствоваться в своей деятельности нормами Гражданского кодекса Украины, Хозяйственного кодекса Украины, Закона Украины " О ценных бумагах и фондовом рынке ", Закона Украины " О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине ", Закона Украины " О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине " и Закона Украины " Об управлении ' объектами государственной собственности ", в том числе теми, которые внесены в указанные законодательные акты Законом об акционерных обществах.

Аналогичные раз ' объяснения приведенные в письме Госкомпредпринимательства от 07.05.2009 г. N 5224 " О порядке применения отдельных положений Закона Украины " Об акционерных обществах ".

Закон не запрещает " старым " акционерным обществам в период до 30.04.2011 года вносить в свои учредительные документы изменения, не связанных ' связанные с приведением их в соответствие с требованиями Закона об акционерных обществах, за исключением: изменения вашего размера уставного капитала (увеличение или уменьшение размера уставного капитала), деноминации акций и эмиссии ценных бумаг. Общество, принимает одно из следующих решений, обязательства ' связано привести свою деятельность в соответствие с Законом к регистрации Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку соответствующего выпуска ценных бумаг.

В случае приведения устава АО в соответствие с нормами Закона об акционерных обществах акционер до 30.04.2011 года акционер такого общества вправе обратиться в суд с иском о приведении устава общества в соответствие с настоящим Законом (п. 5 Заключительных и переходных положений Закона акционерного общества). Хотя закон определил истца по таким искам, которым является акционер АО, и способ защиты его интересов - приведение устава в соответствие с Законом, практически реализовать такое решение суда будет проблематично ввиду следующее. Утверждение изменений в устав относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров и суд не может подменить собой этот орган (утвердить или признать утвержденной ту или иную редакцию учредительного документа). При любых условиях с 30.04.2011 года в АО, не привели свою деятельность в соответствие с Законом, нормы Закона распространяться автоматически, что может привести к значительным " неудобств " в хозяйственной деятельности. Например, будет затруднено заключение нотариально удостоверенным сделок, договоров о закупке продукции за государственные средства, совершение каких-либо действий с акциями АО, проведения банковских операций и т.д..

4. Вследствие изменений, внесенных Законом об акционерных обществах ч. 1 комментируемой статьи, понятие " акционерное общество " было уточнено.

АО является видом хозяйственных обществ, т.е. осуществляет предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли и последующего ее распределения между участниками. Исключением из этого правила является фондовая биржа, которая может создаваться в форме АО, прибыль которой направляется на ее развитие и не подлежит распределению между учредителями (участниками).

Уставный капитал АО разделен на определенное количество долей одинаковой номинальной стоимости, каждая из которых выражена акцией. АО является единственной организационно-правовой форме, осуществляет выпуск акций, ни одна из других юридических лиц акции выпускать не может.

Участие акционера в акционерном обществе и его корпоративные права основываются на принадлежности ему акций этого общества на праве собственности. Поскольку акции, размещенные акционерным обществом, не является его имуществом, акционеры не является совладельцами имущества общества и между ними отсутствуют отношения общей долевой собственности.

Акция удостоверяет " горсть " корпоративных прав (имущественных и неимущественных), которые принадлежат ее владельцу (акционеру).

Объем и порядок реализации корпоративных прав акционеров зависят от типа акций (простые или привилегированные) типа акционерного общества - публичное или частное; количества акционеров; количеству принадлежащих акционеру акций; содержанию устава и других локальных актов АО, которыми может устанавливаться дополнительные права и обязанности ' связки акционеров.

Для АО как о ' объединение капиталов характерно отделение собственности от управления (наличие органов управления, обособленных, как правило, от акционеров) и независимость от состава участников. Прекращение участия акционера в АО, которое происходит путем отчуждения акций или правопреемства, напрямую не влияет на уставный капитал АО.

5. Акционерному обществу как юридическому лицу присущи обособленность и самостоятельная ответственность по своим обязательства ' язаннями всем своим имуществом.

Акционерное общество является собственником: 1) имущества, переданного ему участниками общества в собственность как вклад в уставный (складочный) капитал, 2) продукции, произведенной обществом в результате хозяйственной деятельности, 3) полученных доходов; 4) другого имущества, приобретенного на основаниях, не запрещенных законом.

Следует отметить, что в Гражданском кодексе воплощена концепция юридических лиц, согласно которой обособленное имущество может находиться только в собственности юридического лица. Юридическое лицо - не собственник существовать в экономической среде не может 1 .

____________

1 Кодификация частного (гражданского) права Украина. Под редакцией профессора А. Довгерта - Киев, 2000 - с. 132.

Однако Хозяйственный кодекс Украины допускает и другие, кроме права собственности , правовые режимы имущества хозяйственных обществ, в частности, право полного хозяйственного ведения (ст. 133, 136 ГК Украины).

Борьбу двух концепций можно проследить по материалам судебной практики и законотворческой деятельности. Так, рассматривая спор относительно права собственности на имущество Украинской Государственной акционерной холдинговой компании " Укрпапирпром ", Высший хозяйственный суд Украины пришел к выводу, что государство в лице своего органа - Фонда государственного имущества Украины осуществила вклад в уставный фонд украинского ГАХК " Укрпапирпром " в виде государственного пакета акций ОАО " Украинский научно-исследовательский институт бумаги " в размере 50% плюс одна акция, получив в собственность акции самой холдинговой компании, поэтому владельцем пакета акций ОАО " Украинский научно-исследовательский институт бумаги " стала УГАХК " Укрпапирпром " (постановление ВХСУ от 11.07.2006 года по делу N 45/573, http://www.reyestr.court.gov.ua). Постановление обоснованная положениям статьи 12 Закона Украины " О хозяйственных общества " и статьи 26 Закона Украины " О собственности ", действующего на время существования спорных правоотношений, согласно которым акционерное общество является собственником имущества, переданного ему учредителями.

При рассмотрении другого дела суд отказал в удовлетворении иска ГАХК & ; quot; Киевский радиозавод ", который считал себя владельцем переданных в его уставный фонд акций ОАО " Элекон " и просил признать недействительным приказ Фонда государственного имущества Украины о продаже этих акций на открытом аукционе. Суд отметил, что Фонд государственного имущества Украины было достаточно полномочий по отчуждению этого пакета акций, поскольку 100% уставного фонда ГАХК " Киевский радиозавод " принадлежит государству (постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 26.05.2009 г. по делу N 36/492).

С принятием Закона Украины " О холдинговых компаниях в Украине ", который вступил в действие 18.04.2006 года, для акционерных обществ, учредителем и единственным акционером которых является государство, установленный специальный правовой режим имущества. Согласно пункту 13 статьи 6 настоящего Закона пакеты акций (долей, паев) или другое имущество, переданные в уставный фонд государственной холдинговой компании, находящиеся в государственной собственности и закрепляются за ней на праве хозяйственного ведения. Отчуждение такого имущества возможно только органами приватизации через определенные законом приватизационные процедуры.

Учитывая, что целью деятельности акционерного общества является получение прибыли, право оперативного управления не может применяться к имуществу акционерных обществ в силу ч. 1 ст. 137 ГК Украины.

6. По общему правилу, ответственность акционеров по обязательства ' язаннями общества отсутствует, они несут риск убытков, эт ' связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Приобретая акции, акционеры осуществляют инвестиционную деятельность, в результате которой могут как получить прибыль, так и потерять внесено в оплату акций имущество. Имущественный риск акционеров, эт ' связан с деятельностью общества, заключается в следующем:

- возможностей не получить дивиденды, если деятельность АО будет убыточной или прибыль будет направлена

- полученные от АО дивиденды или ликвидационная квота может быть меньше , чем расходы, понесенные на приобретение акций

- акционер не имеет права выйти из АО и требовать возврата ему части имущества. В случае обесценения акций или отсутствия на них спроса акционер не сможет получить причитающуюся компенсацию за отчуждение таких акций.

Границы имущественного риска акционера определяются не номинальной стоимости акций, а фактически понесенными акционером расходами на приобретение акций.

Уставом общества может быть предусмотрена возможность заключения договора между акционерами, по которому на акционеров возлагаются дополнительные обязанности ' связки, в том числе обязанности ' Связь участия в общем собрании, и предусматривается ответственность за его несоблюдение (ст. 29 Закона Украины " Об акционерных обществах "). Однако эта норма не должна толковаться расширительно, а каждый дополнительный обязанности ' связь акционера, положенный на него по такому договору, следует оценивать на соответствие императивным нормам законодательства об акционерных обществах.

Учитывая изложенное, установки дополнительной ответственности акционеров по обязательства ' язаннями общества противоречит сущности акционерного общества, но может происходить в рамках других правовых конструкций, например, договора поручительства, договоров о переводе долга, целевого займа и т.п..

Кроме того, учредители АО несут риск убытков, эт ' связанных с созданием общества. Согласно ч. 1 ст. 12 Закона Украины " Об акционерных обществах " учредители акционерного общества несут солидарную ответственность за пол ' связанными с его образованием обязательства ' язаннями, возникшим до его государственной регистрации. Аналогичные нормы содержатся в ч. 4 ст. 96, ч. 3 ст. 153 ГК Украины и ст. 26 Закона Украины " О хозяйственных обществах ", однако они сформулированы несколько шире - не указано, что обязательства ' Обязательства, по которым наступает солидарная ответственность, должны быть эт ' связанные с созданием общества. Поскольку подавляющее большинство обязательства ' язань, возникающих в процессе создания общества, являются договорными, ответственность за невыполнение таких обязательства ' язань реализуется с учетом условий заключенных учредителями договоров. Подробно о рисках основателей см.. п. 3 комментария к ст. 153 ГК Украина.

7. Статья устанавливает исключение из общего правила об отсутствии ответственности акционеров по обязательства ' язанням общества. В случаях, установленных уставом, на акционеров может возлагаться ответственность за обязательства ' язаннями общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Для применения комментируемой нормы необходимо как минимум два условия: наличие в уставе общества оснований ответственности акционеров и факт неоплаты акционерами стоимости принадлежащих им акций.

Однако в связи ' связи с существующими требованиями о порядке размещения акций сфера применения указанной ответственности существенно ограничена:

- при учреждении АО полная номинальная стоимость акций должна быть оплачена учредителями до даты проведения учредительного собрания (ч. 5 ст. 9, ч. 3 ст. 11 Закона об акционерных обществах), поэтому нет ни обязательства ' язань общества, ни самого общества, ни " неоплаченной части стоимости акций "

- при проведении закрытого (частного) размещения акций дополнительной эмиссии срок оплаты ограничен 2 месяцами, в течение которых должно закончиться размещения (ч. 2 ст. 32 Закона Украины " О ценных бумагах и фондовом рынке ", ч. 2 ст. 23 Закона об акционерных обществах);

- открытое (публичное) размещение акций завершается в срок, предусмотренный решением об их открытом (публичном) размещении, но не позднее чем в течение одного года со дня начала размещения (ч. 3 ст. 33 Закона Украины " О ценных бумагах и фондовом рынке ").

Вопрос о правовой природу, механизм применения ответственности акционеров по обязательства ' язаннями АО является дискуссионным. По мнению проф. И.В. Спасибо-Фатеевой, акционеры не привлекаются к ответственности перед кредиторами общества как соответчики, а возникновение долга в АО является лишь условием досрочного выполнения ими личных обязательства ' язань по оплате акций 2 . Отсутствие в законе прямого указания на то, что взыскание неуплаченной стоимости акций из акционеров должно осуществляться непосредственно по иску и в интересах кредитора этого общества, по мнению В.Д. примака, свидетельствует об отсутствии гражданской ответственности акционеров по долгам АО 3 . Кроме того, практического решения требуют такие проблемы: считаться оплата долгов акционерного общества оплатой акций и как кредитор может узнать об акционерах, не оплатили принадлежащие им акции?

____________

2 Научно-практический комментарий Гражданского кодекса Украины: в 2 т./Под ответств. ред. А. В. Дзери (рук. авт. Кол.), Н. С. Кузнецовой, В. В. Луця. - М.: Юридическая литература, 2005. - Т. 1 - с. 234.

3 Примак В. Д. Гражданско-правовая ответственность юридических лиц: Монография. - М.: Юридическая литература, 2007. - С. 338.

К сожалению, Закон об акционерных обществах также не устранил эту пробел. Учитывая гарантийную функцию комментируемой нормы считаем, что ответственность акционеров по долгам АО должно реализовываться в субсидиарному порядке, то есть после отказа общества выполнить свое денежное обязательства ' Обязательства кредитор вправе обратиться с требованиями к акционерам.

8. Еще один случай ответственности акционера за обязательства ' язаннями АО предусмотренное ч. 6 ст. 126 ГК Украины.

До принятия Закона Украины " О холдинговых компаниях в Украине " ч. 6 и ч. 7 ст. 126 ГК регулировали порядок ответственности головного предприятия по долгам дочернего. По действующей редакции ст. 126 ГК Украины положения об ответственности касается только холдинговой компании и ее корпоративных предприятий.

Часть 6 ст. 126 ГК предусматривает, если корпоративное предприятие из-за действия или бездействие холдинговой компании окажется неплатежеспособным и признается банкротом, то холдинговая компания несет субсидиарную ответственность за обязательства ' язаннями корпоративного предприятия.

Согласно ст. 1 Закона Украины " О холдинговых компаниях в Украине " корпоративное предприятие - хозяйственное общество, холдинговым корпоративным пакетом акций (долей, паев) которого владеет, пользуется и распоряжается холдинговая компания. Холдинговая компания - публичное акционерное общество, которое владеет, пользуется, а также распоряжается холдинговыми корпоративными пакетами акций (долей, паев) двух или больше корпоративных предприятий (Кроме пакетов акций, находящихся в государственной собственности). Холдинговая компания приобретает статус юридического лица со дня его государственной регистрации в Государственном реестре холдинговых компаний Украины, который является неотъемлемой ' частью Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей. Порядок ведения реестра холдинговых компаний и порядок регистрации холдинговых компаний не утверждены.

Судебная практика при применении указанных норм исходила из того, что главное (Контролирующее) предприятие несет имущественную ответственность по долгам дочернего (зависимого) предприятия только в случае банкротства зависимого предприятия по причине виновного поведения контролирующего предприятия 4 .

____________

4 Постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 16.02.2006 г.//Судебная практика по делам хозяйственного судопроизводства. Договаривающиеся обязательства ' Обязательства/Под общ. ред. И. Балаклицького. - М.: Юрист, 2007. - С. 481 - 483.

Следует отметить, что в США и европейских странах институт возложения ответственности на головную компанию, которая имеет полный контроль за деятельностью дочерней и использует ее для уклонения от выполнения обязательства ' язань перед кредиторами, применяется в судебной практике под названием " проникновения под корпоративную вуаль ". Суд может установить фактическую зависимость дочерней компании от контролирующей и на этом основании возложить на контролирующую компанию обязанность ' связь компенсировать зависимой потери по невыгодному контракту, а в некоторых случаях - признать контролирующую компанию ответственной перед кредиторами залежнои5.

____________

5 Лещина И. Проникая под корпоративную вуаль. Опыт США и ФРГ//Правовая неделя. 25 августа 2009, N 33 - 34, с. 8.

9. Имущественные права акционеров охраняются нормами различных отраслей права, в частности гражданским, хозяйственным, уголовным, административным.

Комментируемая статья предусматривает, что гарантии защиты имущественных прав акционеров устанавливаются законом. Хотя Закон об акционерных обществах, Закон Украины " О хозяйственных обществах " не оперируют понятием " гарантии имущественных прав акционеров ", это не свидетельствует об отсутствии специального регулирования таких гарантий.

9.1. Учитывая дуалистическую природу акции (как об ' объекта права собственности и совокупности корпоративных прав) следует выделять гарантии права собственности на акции и гарантии имущественных прав " с акции ".

При этом гарантии права собственности акционера доминируют над гарантиями других, обязательства ' вязальная, прав. Принудительное лишение акционера принадлежащих ему акций может быть применено только как исключение по мотивам общественной необходимости на основании и в порядке, установленных законом, и при условии предварительного и полного возмещения их стоимости (ст. 41 Конституции Украины, ст. 321 ГК Украины). Никто не может быть лишен своей собственности иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права (ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

В своей практике Европейский суд по правам человека сформулировал критерии, которым должен соответствовать мероприятие по принудительному лишению права собственности: сроки " закон " или " законный " в Конвенции " касаются не просто внутреннего права государства, а качестве закона, требуя его соответствия принципу верховенства права ", " доступности " и " предсказуемости " правового основания (см. из последних прецедентов решение по делу Мэлоуна от 2 августа 1984, серия A, N 82, с. 32, п. 67, решение по делу " Брумареску ПРОТИВ РУМЫНИИ ", Заявление N 28342/95, Страсбург, 28 ноября 1999). Для с ' выяснения правомерности вмешательства в право собственности суд должен установить, было ли соблюдено справедливое равновесие между требованиями интересов общества и требованиями защиты основных прав человека (см., mutatis mutandis, решение в деле " Лингвистик языках в Бельгии " от 23 июля 1968, серия А, N 6, с. 32, п. 5). Обеспечение такого равновесия является неотъемлемой ' емким принципом всей Конвенции, и это также нашло свое отражение в структуре статьи 1 Протокола N 1 (п. 69 решения по делу " Спорронг и Леннрот против Швеции " (Case of Sporrong and Lonnroth v. Sweden) от 23 сентября 1982).

Закон об акционерных обществах (ст. 7) допускает принудительное отчуждение акций в случае нарушения преимущественного права акционеров на приобретение акций, продаваемых другим акционером, путем перевода прав и обязанности ' связей покупателя акций на основании решения суда. Следует обратить внимание, что отныне преимущественное право акционеров применяется только в случае, если оно предусмотрено уставом частного АО (ст. 7 Закона об акционерных обществах), то есть законодатель вернулся к конструкции, которая существовала до 1998 года.

До принятия Закона об акционерных обществах механизм реализации преимущественного права акционера и способы защиты такого права не были урегулированы законодательно, нормы ст. 81 ГК Украины было явно недостаточно, что порождало множество конфликтов. Суды удовлетворяли исковые требования о признании договоров купли-продажи акций недействительными, перевод на акционера-истца прав покупателя по договорам купли-продажи, признании истца покупателем акций, о признании за истцом права собственности на акции и т.п.. При этом основания для применения таких способов защиты прав кажутся сомнительными ввиду гарантии, предусмотренные ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 41 Конституции Украины.

Закон об акционерных обществах не урегулировал вопрос о выплате собственнику, купил акции, компенсации за " переведены " на истца акции, оставив эти вопросы на усмотрение акционеров и суда. Как отмечалось выше, в силу конституционных норм все аспекты принудительного лишения права собственности, в том числе порядок возмещения стоимости изъятого имущества, должны регулироваться исключительно законами. Законодатель не распространил на эти отношения и механизм перевода прав покупателя доли в общей долевой собственности, который предусматривает внесения истцом стоимости спорного имущества на депозит суда. Хотя это было бы логично, ведь цель применения преимущественных прав в отношениях общей собственности и корпоративных отношениях подобна - обеспечить возможность влияния участников (акционеров) на изменения, которые происходят в их составе.

Следует отметить, что 30.04.2009 года преимущественное право акционеров ЗАО на приобретение акций, отчуждаемых другими акционерами, применяется только в случаях, когда оно предусмотрено уставом ЗАО. Такой вывод сделан с учетом того, что единственная норма, которая предусматривала преимущественное право в ЗАО, - ст. 81 ГК Украины, исключена из ГК.

9.2. Гарантии имущественных прав " с акции " включают гарантии реализации прав акционеров и гарантии восстановления прав.

Гарантии реализации прав акционеров заключаются в следующем:

• права акционера , предусмотренные законом, не могут быть сужены учредительными документами АО, если иное прямо не предусмотрено законом. Так, общее собрание может установить зависимость членства в наблюдательные рады от количества акций, которыми владеет акционер (ч. 1 ст. 53 Закона об акционерных обществах)

• АО обязательства & ; # 39; связано обеспечивать акционера информацией о вопросах своей деятельности. Информация об АО позволяет акционеру эффективно пользоваться своими правами и является гарантией защиты его прав от нарушений

• Законодательное установление процедур реализации прав акционеров, например, порядка созыва общего собрания, голосования на них, сроков ознакомления с проектами решений, подачи предложений о выкупе акций и т.д.. Закон об акционерных обществах существенно усилил жесткость процедур, хотя в европейском корпоративном праве, напротив, наблюдаются тенденции гибкости корпоративного управления и использования современных технологий, в частности, возможностей Internet, спутниковой связи ' связи (глава 2 Companies Act 2006 Великобритании, Report of the High Level Group of Company Law Experts on a Modern Regulatory Framework for Company Law in Europe (Брюссель, 4 ноября 2002). Нарушение процедуры созыва общего собрания, процедуры осуществления преимущественного права на приобретение акций и т.д. могут привести к признанию недействительными принятых решений и применении других последствий

• Законодательно закреплены требования к должностным лицам и органам АО при реализации ими своих полномочий, например, при заключении сделок с заинтересованностью. В случае несоблюдения предусмотренных требований лицо, заинтересованное в совершении АО сделки, несет ответственность перед ним в размере причиненных обществу убытков (ч. 1 ст. 72 Закона об акционерных обществах).

9.3. В основу системы гарантий восстановления нарушенных прав акционера положены нормы Закона об акционерных обществах, а также ст. 16 ГК Украины и ст. 20 ГК Украина. В случае, если решение общего собрания или порядок принятия такого решения нарушают требования Закона об акционерных обществах, других актов законодательства, устава или положения об общем собрании АО, акционер, права и охраняемые законом интересы которого нарушены таким решением, может обжаловать это решение в суд в течение трех месяцев с даты его принятия. Суд вправе с учетом всех обстоятельств дела оставить в силе обжалуемое решение, если допущенные нарушения не нарушают законные права акционера, обжалует решение (ст. 50 Закона об акционерных обществах).

Акционер может защищать свои непосредственные права или охраняемые законом интересы путем обращения в суд в случае их нарушения, оспаривания или непризнания самим акционерным обществом, участником которого он является, органами или другими акционерами этого общества.

Стоит учесть еще одну особенность гарантий имущественных прав акционеров, а именно так называемые косвенные иски, их подают акционеры на защиту интересов АО. При толковании понятия " охраняемый законом интерес " в аспекте прав акционера на обращение в суд за защитой нарушенных прав акционерного общества, Конституционный суд Украины в Решении от 1 декабря 2004 года N 18-рп/2004 пришел к выводу о том, порядок судебной защиты нарушенных кем-либо, в том числе третьими лицами, прав или охраняемых законом интересов акционерного общества, которые не могут считаться тождественными простой совокупности индивидуальных охраняемых законом интересов его акционеров, определяется законом. В мотивировочной части решения (п. 4.2) суд установил, что действующее законодательство не исключает и возможности обращения акционера в суд за защитой охраняемых законом интересов акционерного общества, участником которого он является, но надлежаще оформленным поручению этого общества или если такое право предоставляется ему уставом последнего. Если в первом случае речь идет о представительстве акционера на основании доверенности, то второй случай является исключительным и предполагает представительство лишь того акционера, который является исполнительным органом АО и в силу закона и устава действует от имени АО без доверенности.

В судебной практике сформулирован более жесткий подход к решению проблемы " косвенных " исков: акционеры (участники) хозяйственного общества не вправе обращаться в суд за защитой прав и интересов других акционеров (участников) хозяйственного общества и самого общества вне отношений представительства, а также обосновывать свои требования нарушением прав других акционеров (участников) общества. При решении корпоративного спора хозяйственный суд должен установить наличие у лица, обратилась с иском, суб ' объективного материального права или законного интереса, на защиту которого подан иск, а также с ' выяснить вопрос о наличии или отсутствии факта их нарушения или оспаривания (п. 11 постановления Пленума Верховного суда Украины от 24 октября 2008 N 13 " О практике рассмотрения судами корпоративных споров ").

Одной из новелл Закона об акционерных обществах стало закрепление права любого какого-либо акционера на иск о признании недействительной сделки, совершенного с нарушением требований о сделках с заинтересованностью, и возмещение убытков и/или морального ущерба.

9.4. Еще одной гарантией прав акционеров является запрещение применения к ним каких-либо санкций, ограничивающих их права, в случае совершения противоправных действий обществом или другими акционерами (ч. 2 ст. 3 Закона об акционерных обществах).

Однако применение этой гарантии в ряде случаев ограничено. В соответствии со ст. 4 Закона Украины " О ценные бумаги и фондовый рынок " в случаях и в порядке, предусмотренных законом, обращение и/или реализации прав по ценным бумагам могут быть ограничены.

Например, в случае нарушения акционерным обществом порядка реализации акционерами преимущественного права Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку может принять решение о признании эмиссии недобросовестной и приостановлении размещения акций этого выпуска (ч. 4 ст. 27 Закона об акционерных обществах), в результате чего " пострадают " акционеры, которые уже приобрели акции в процессе такого размещения.

Санкция в виде приостановления перерегистрации прав собственности на ценные бумаги эмитента предусмотренная пп. 10 ст. 11 Закона Украины " О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине " и может применяться ГКЦБФР в случае нарушения эмитентом порядка принятия решения о передаче ведения реестра и/или порядка передачи ведения реестра.

10. Согласно комментируемой статье, ч. 4 ст. 3 Закона об акционерных обществах, ст. 90 ГК Украины в полном наименовании АО указываются:

- его организационно-правовая форма (акционерное общество);

- тип АО (публичное или частное). Тип АО, созданных до 30.04.2009 года, обозначается как закрытое или открытое АО, или " акционерное общество закрытого (открытого) типа ". После 30.04.2009 года создание и государственная регистрация новых открытых и закрытых АО не проводится

- название, которая может состоять из собственного общества, а также содержать информацию относительно цели деятельности, вида, способа образования, зависимости юридического лица и других сведений согласно требованиям к наименованию отдельных форм субъектов ' ведения хозяйства, установленных Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины и законами Украины. Название юридического лица берется в кавычки и указывается непосредственно после организационно-правовой формы.

Итак, написание наименования акционерных обществ публичного/частного типа будет выглядеть: публичное акционерное общество " собственное имя ' я " и частное акционерное общество " собственное имя ' я ". Сокращенное наименование публичного акционерного общества будет следующим - ПАО " собственное имя ' я ", а сокращенное наименование частного акционерного общества будет следующим - ЧАО " собственно им ' я " (письмо Госкомпредпринимательства от 07.05.2009 г. N 5224 " О порядке применения отдельных положений Закона Украины " Об акционерных обществах ").

Наименование АО преподается на украинском языке. Кроме полного наименования (не более 182 символов) АО может иметь сокращенное наименование (не более 38 символов). Общество может иметь полное и сокращенное наименование на иностранном языке (языках).

Требования относительно написания наименования юридического лица или его обособленного подразделения, утвержденные приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 9 июня 2004 г. N 65.

В наименовании юридического лица частного права запрещается использование наименований органов государственной власти, местного самоуправления и исторических государственных наименований, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины. В названии АО не может быть использовано также слово " национальный " во всех падежах.

Следует отметить, что перечень исторических государственных наименований, которые запрещается использовать в наименовании юридических лиц, в настоящее время не утвержден. Зато Декретом Кабинета Министров Украины от 20.05.93 г. N 56-93 " О местных налогах и сборах " предусмотрена возможность взимания сбора за право на использование местной символики. Разрешение на использование местной символики (герба города или другого населенного пункта, названия или изображения архитектурных, исторических памяти ' лотков) выдается соответствующими органами местного самоуправления.

В Киеве Перечень названий об ' объектов и исторических памятников ' города, что относящихся к местной символике, использование которых юридическими лицами и гражданами в коммерческих целях подлежит уплате сбора, утвержденный распоряжением Киевской городской государственной администрации от 15.01.96 г. N 39. К местной символике относятся названия (производные от названий) исторических памятников ' достопримечательностей города согласно Перечню, используемые в наименованиях предприятий, товарных знаках, например, Печерск, Печерские ворота, Золотые ворота (ворота), Киевская Русь, Лыбидь, Оболонь, Соломенка ' Белгород. За осуществление деятельности без разрешения на использование местной символики предусмотрена административная ответственность (ст. 164 КУоАП).

Особые требования с наименованиями АО предусмотрены специальными законами. Например, слова " фондовая биржа " и производные от них разрешается использовать только в названии юридических лиц, которые созданы и функционируют в соответствии с требованиями Закона Украины " О ценных бумагах и фондовом рынке ". Наименование " холдинговая компания " (" государственная холдинговая компания ") и образованные на его основе словосочетания могут использоваться только теми субъектами ' ведения хозяйства, учредительные документы и деятельность которых соответствуют требованиям Закона Украины " О холдинговых компаниях в Украине ". Слова " страховщик ", " страховая компания ", " страховая организация " и производные от них разрешается использовать в названии лишь тем юридическим лицам, которые имеют лицензию на осуществление страховой деятельности (ст. 2 Закона Украины " О страховании "). АО не имеют права использовать в своих наименованиях срок " кредитный союз " и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, которые включают этот срок, если они созданы в другом порядке, чем это предусмотрено Законом Украины " О кредитных союзах ". Слова " бюро кредитных историй " и производные от них разрешается использовать в названии лишь тем юридическим лицам, деятельностью которых является исключительно ведение кредитных историй.

Помимо наименования юридического лица АО может иметь коммерческое (фирменное) наименование (ч. 2 ст. 90, ст. 490 ГК Украины, ст. 159, ст. 55 ГК Украины). Коммерческое наименование может отчуждаться при продаже целостного имущественного комплекса, используемое для ведения данной деятельности (т.е. предприятия).

11. Особенности правового статуса акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственных предприятий, регулируются специальными законами. По сравнению с частью 4 комментируемой статьи Закон об акционерных обществах (ст. 1) значительно расширил сферу применения специального законодательства, включив в нее следующие вопросы:

- особенности правового статуса, создания, деятельности, прекращения, выделения государственных акционерных обществ и государственных холдинговых компаний, единственным учредителем и акционером которых является государство в лице уполномоченных государственных органов

- особенности создания акционерных обществ в процессе приватизации и корпоратизации, их правового статуса и деятельности в период выполнения плана приватизации (размещение акций), которые определяются законодательством о приватизации и корпоратизации

- особенности управления акционерными обществами, в уставных капиталах которых есть корпоративные права государства или территориальной общины.

Специальные нормы относительно правового статуса указанных акционерных обществ содержатся в главе 18 ГК Украины и таких законах Украины: " Об управлении ' объектами государственной собственности "; " О холдинговых компаниях в Украине "; " О приватизации государственного имущества "; " О Государственной программе приватизации " на соответствующий год (по состоянию на 01.09.2009 года действует Государственная программа приватизации на 2000 - 2002 годы, утвержденной Законом Украины " О Государственной программе приватизации " от 18 мая 2000 N 1723-III); " О формировании конкурентных основ в процессе приватизации акции (долей, паев), принадлежащих государству в имуществе юридических лиц "; " Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе "; " Об особенностях приватизации ' объектов незавершенного строительства "; " Об особенностях приватизации предприятий, относящихся к сфере управления Министерства обороны Украины "; " Об особенностях приватизации пакета акций, принадлежащего государству в уставном фонде акционерного общества " Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича "; " Об особенностях приватизации предприятий " ГАК " Укррудпром "; " Об электроэнергетике ". Кроме того, следует учитывать условия договоров купли-продажи о ' объектов приватизации, которые могут содержать требования к послеприватизационной деятельности АО.

Особенности послеприватизационного статуса АО, созданных в результате приватизации коммунального имущества, также могут определяться специальными законами. На уровне законов порядок приватизации коммунальных предприятий с созданием АО прямо урегулирован только в части предприятий коммунальной собственности, для которых основными видами деятельности является производство сельскохозяйственной продукции, продукции рыбного и лесного хозяйства, их переработка и реализация, выполнение работ и оказание услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям (Закон Украины " Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе "), и о ' объектов незавершенного строительства (Закон Украины " Об особенностях приватизации ' объектов незавершенного строительства "). В других случаях применяются способы и последствия приватизации, предусмотренных законом Украины " О приватизации государственного имущества ", " О Государственной программе приватизации " на соответствующий год и другими законами по вопросам приватизации государственного имущества с учетом Закона Украины " О местном самоуправлении в Украине ".

Особенности правового статуса АО, созданных в процессе приватизации и корпоратизации, заключаются в установлении ограничений права распоряжения его имуществом и совершения определенных действий. Так, согласно ст. 140 Государственной программы приватизации на 2000 - 2002 годы акционерным обществам и государственным органам приватизации запрещается: передавать имущество в ипотеку; отчуждать имущество (необратимые активы), принадлежит обществу, и осуществлять операции с долговыми требованиями и обязательства ' язаннями (факторинг), если на дату заключения соответствующего соглашения балансовая стоимость таких активов или обязательства ' язань превышает сумму, эквивалентную 14000 EUR по курсу, установленному Национальным банком Украины, или превышает 10 процентов итоге баланса ОАО; принимать решение о реорганизации ОАО путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования, изменять номинальную стоимость или количество акций без изменения размера уставного фонда ОАО; принимать решение об увеличении или уменьшении уставного фонда, кроме случаев увеличения уставного фонда на сумму увеличения стоимости собственного капитала общества. Решение об участии ОАО в об ' объединениях предприятий и промышленно-финансовых группах и о его взносы в уставные фонды других хозяйствующих суб ' объектов принимается только по решению общего собрания. При этом размер пакета акций, вносимого не может превышать 20 процентов уставного фонда ОАО.

Ограничения на отчуждение имущества и другие ограничения распространяются на период выполнения плана приватизации (размещение акций) ОАО, по которым предполагается закрепления в государственной собственности пакетов акций, или до размещения акций в количестве, составляющем 75 процентов общего количества акций ОАО.

При решении споров о применении пп. 140, 142 Государственной программы приватизации на 2000 - 2002 годы возникают проблемные вопросы определения момента, с которого план приватизации (План размещения акций) считается выполненным. Необходимо исследовать план приватизации, который составляется в соответствии с Положением о плане приватизации государственного имущества (утв. приказом Фонда государственного имущества Украины от 1 октября 1997 N 1065) и содержит информацию о сроках начала и окончания размещения акций, а также другие доказательства, подтверждающие фактическое выполнение плана размещения акций, в частности, приказы органов приватизации о выполнении плана размещения акций, справки департамента учета корпоративных прав государства ФГИУ, распоряжения органов приватизации о передаче акций, акты приема-передачи акций, выписки из реестров владельцев именных ценных бумаг или со счетов в ценных бумагах и др..

Другим спорным вопросом является осуществление АО взносов в уставные фонды других хозяйствующих субъектов ' объектов. Суды нередко применяли суженное толкование соответствующих норм, считая, что ограничения, установленные законодательством по защите прав акционеров в процессе приватизации и в послеприватизационный период, в частности, участия ОАО в создании других обществ, касаются только акций (пакета акций), а не его имущества (постановление ВХСУ от 03.08.2006 г. N 20-10/243-4/033). Такая практика не может считаться обоснованным, ведь внесение имущества АО (например, недвижимого) в уставный капитал другого общества является его отчуждением, на которое распространяются ограничения п. 140 Государственной программы приватизации на 2000 - 2002 годы.

Особенности управления АО, в уставных капиталах которых есть корпоративные права государства, регулируются ст. ст. 89, 168 - 172 ГК Украины, Законом Украины " Об управлении ' объектами государственной собственности ", Законом Украины " Об особенностях правового режима деятельности Национальной академии наук Украины, отраслевых академий наук и статуса их имущественного комплекса ", Законом Украины " О научном парке " Киевская политехника ", постановлением Кабинета Министров Украины от 21.03.2007 г. N 536 " Некоторые вопросы реализации статьи 11 Закона Украины " Об управлении ' объектами государственной собственности ", Порядком принятия решения о проведении дополнительных эмиссий акций, их выкупа государством или внесения дополнительных вкладов в уставные капиталы хозяйственных обществ, утв. постановлением Кабинета Министров Украины от 6 июня 2007 г. N 797, Типовым положением о ревизионной комиссии хозяйственного общества, в уставном капитале которого государственная доля превышает 50 процентов, утв. приказом ФГИУ от 11 декабря 2007 N 1929, Положением о порядке заключения или перезаключения контракта с руководителем исполнительного органа открытого акционерного общества, холдинговой компании и государственной акционерной компании, утв. приказом Фонда государственного имущества Украины от 5 апреля 2004 г. N 662, Примерным положением о порядке рассмотрения вопросов относительно распоряжения и использования имущества открытыми акционерными обществами, утв. приказом Фонда государственного имущества Украины от 20 февраля 2007 N 299.

Часть третья статьи 11 Закона Украины " О управления об ' объектами государственной собственности " определяет, что управление хозяйственными организациями, в уставном фонде которых есть корпоративные права государства, осуществляется согласно законодательству в зависимости от размера этих корпоративных прав. Если корпоративные права государства составляют 100 процентов в уставном капитале АО, то функции по управлению корпоративными правами государства выполняются Кабинетом Министров Украины, Фондом государственного имущества Украины, уполномоченными органами управления без созыва собрания акционеров. Если корпоративные права государства составляют менее 100 процентов в уставном капитале АО, функции по управлению корпоративными правами государства выполняются уполномоченным органом управления через созыва и проведения общего собрания акционеров. Поскольку Закон Украины " Об управлении ' объектами государственной собственности " не устанавливает отдельного порядка созыва и проведения общего собрания акционерного общества, в уставном капитале которого есть корпоративные права государства, созыва и проведения общего собрания осуществляются в порядке, установленном Гражданским кодексом Украины, Законом Украины " О хозяйственных обществах " и Законом Украины " Об акционерных обществах ".

Управление акционерными обществами, в уставных капиталах которых есть корпоративные права территориальной общины, осуществляется с учетом положений ст. 168 ГК Украины и Закона Украины " О местном самоуправлении в Украине ". В соответствии со ст. 60 Закона Украины " О местном самоуправлении в Украине " органы местного самоуправления от имени и в интересах территориальных общин соответственно закону осуществляют правомочности относительно владения, пользования и распоряжения об ' объектами права коммунальной собственности, в том числе выполняют все имущественные операции, могут передавать о ' объекты права коммунальной собственности в постоянное или временное пользование юридическим и физическим лицам, продавать и покупать, использовать как залог, решать вопросы их отчуждения, определять в соглашениях и договорах условия использования и финансирования об ' объектов, которые приватизируются и передаются в пользование и аренду. При этом имущественные операции, осуществляемые органами местного самоуправления с о ' объектами права коммунальной собственности, не должны ослаблять экономических основ местного самоуправления, уменьшать объем и ухудшать условия предоставления услуг населению (п. 7 статьи 60 Закона Украины " О местном самоуправлении "). Органами, уполномоченными управлять об ' объектами коммунальной собственности, является как органы местного самоуправления, созданные сельскими, поселковыми, городскими территориальными общинами, так и районные и областные советы, которые от имени территориальных громад сел, поселков, городов осуществляют управление об ' объектами их общей собственности, удовлетворяющими общие потребности территориальных общин.

12. На АО, осуществляющих публичное размещение акций, законодатель возлагает дополнительные обязанности ' связки по раскрытию информации о финансово-хозяйственном состоянии АО и другие показатели его деятельности, которые важны для акционеров и потенциальных инвесторов для принятия решений по управлению обществом и дальнейшего инвестирования средств в акции.

Следует отметить, что ГКЦБФР в Положении о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг, утвержденном решением Комиссии от 19 декабря 2006 N 1591 (далее - Положение о порядке раскрытия информации эмитентами ценных бумаг), распространила обязанности ' Связь по обнародованию и представления годовой информации и на закрытые акционерные общества (АО, осуществляющих исключительно частное размещение акций).

Постановлением Окружного административного суда г. Киева от 14.03.2008 г. в деле N 9/66, оставленным без изменений постановлением Киевского апелляционного административного суда от 10.06.2009 г., Раздел VI " Состав и порядок представления годовой информации эмитентами - закрытыми акционерными обществами " Положения о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг признан полностью таким, которое не отвечает актам высшей юридической силы: части п ' пятой статьи 152 Гражданского кодекса Украины, части четвертой статьи 14 Закона Украины " О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине ", пункта первом части первой статьи 8 Закона Украины " Об аудиторской деятельности ".

14.08.2009 года ГКЦБФР одобрен проект решения об исключении раздела VI из Положения о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг 6 .

____________

6 Проект обнародован на официальном сайте Комиссии http://www.ssmsc.gov.ua.

Частью п ' пятой комментируемой статьи установлено обязательства & ; # 39; Обязательства публичного акционерного общества, проводит публичное размещения акций, ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, сведения о прибылях и убытках, а также другую информацию, предусмотренную законом.

Комментируемая норма корреспондируется с частью первой статьи 39 Закона Украины & ; quot; О ценных бумагах и фондовом рынке ", согласно которой эмитенты, осуществившие открытое (публичное) размещение ценных бумаг, обязательства ' связанные своевременно и в полном объеме раскрывать информацию о:

- финансово-хозяйственном состоянии и результатах деятельности эмитента в сроки, установленные законодательством (регулярная информация)

- любые действия, которые могут повлиять на финансово-хозяйственное состояние эмитента и привести к значительному изменению цены на его ценные бумаги (особая информация)

- владельцев крупных пакетов (10 процентов и более) акций. Эта информация подается Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку лицом, которое ведет учет права собственности на акции эмитента в депозитарной системе Украины, в сроки, порядке и по форме, установленные Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

Отчетным периодом для составления годовой информации является календарный год. Первый отчетный год вновь эмитента может быть меньше 12 месяцев и исчисляется с даты государственной регистрации общества до 31 декабря отчетного года включительно.

Возникает вопрос, нужно ли подавать годовую отчетность публичного АО, не осуществляло публичное размещение акций? Если АД не принимало решение о публичном размещении акций, требования к представлению этой отчетности на него распространяться не должны.

Раскрытие годовой информации осуществляется в следующие сроки:

- размещения в общедоступной информационной базе данных ГКЦБФР (www.stockmarket.gov.ua) - в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным

- опубликование в официальном печатном издании Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины или Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку - в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным;

- представление в ГКЦБФР - не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Эмитенты, которые являются профессиональными участниками фондового рынка, банками, страховщиками, институтами совместного инвестирования и эмитенты ипотечных сертификатов, ипотечных облигаций, сертификатов ФОН, предоставляют (посылают) годовую информацию в общий отдел центрального аппарата ГКЦБФР. Остальные эмитенты подают (направляют) годовую информацию в территориальный орган ГКЦБФР согласно их местонахождению.

Для подтверждения достоверности и полноты годовой финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности открытых (публичных) акционерных обществ обязанности ' обязательна аудита.

Состав, порядок и сроки раскрытия регулярной и особой информации эмитентами и представление ее в ГКЦБФР регулируются Положением о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг, Положением о подготовке аудиторских выводов, которые подаются в Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку при раскрытии информации эмитентами и профессиональными участниками фондового рынка, утвержденным решением Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 19.12.2006 г. N 1528, Положением о порядке представления банками в Национальный банк Украины аудиторских отчетов по результатам ежегодной проверки финансовой отчетности, утвержденным постановлением Национального банка Украины от 09.09.2003 N 389, Положением о порядке взаимодействия лиц, обязательства ' связанные раскрывать информацию на фондовом рынке, с лицом, уполномоченным Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку на размещение информации в общедоступной информационной базе данных Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку о рынке ценных бумаг, утв. решением ГКЦБФР от 21 декабря 2006 г. N 1658, Методическими рекомендациями по подготовке аудиторских заключений, представляемых в Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку при раскрытии информации эмитентами, утв. решением ГКЦБФР от 14 июля 2009 N 885.

Публичные акционерные общества дополнительно раскрывают информацию о свою деятельность на основе международных стандартов бухгалтерского учета в порядке, установленном Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

Для некоторых видов АО установлено раскрытия регулярной квартальной информации, в частности, для АО, имеющих государственную долю в объеме 25 процентов и более акций в уставном капитале по состоянию на первое число отчетного квартала; государственных (национальных) акционерных обществ; холдинговых компаний, имеющих государственную долю в объеме 25 процентов и больше акций в уставном капитале по состоянию на первое число отчетного квартала; предприятий, пакеты акций (доли, паи) которых переданы в уставный капитал государственных (национальных) акционерных обществ и/или холдинговых компаний, имеющих государственную долю в объеме 25 процентов и больше акций в уставном капитале по состоянию на первое число отчетного квартала; АО, осуществившие открытое размещение облигаций предприятий.

Закон об акционерных обществах увеличил объем информации, которую должно раскрывать публичное акционерное общество. В частности, публичное акционерное общество обязано ' связано иметь собственную веб-страницу в сети Интернет, на которой размещается информация, подлежащая обнародованию в соответствии с законодательством, а также информация, определенная пунктами 1 - 3, 5, 6, 10, 11, 13 - 16 части первой статьи 77 Закона об акционерных обществах. Кроме того, публичное общество обязано ' связано в установленные сроки сообщать фондовой бирже о принятии решения о выплате дивидендов, реорганизации общества и т.п..

соответствии со ст. 44 Закона Украины " О ценных бумагах и фондовом рынке " до момента официального опубликования путем, предусмотренным законодательством, информация об АО, его ценные бумаги или сделки по ним, которая может значительно повлиять на стоимость ценных бумаг, относится к инсайдерской информации. Перечень инсайдерских сведений определенный решением ГКЦБФР от 21 ноября 2006 N 1344 " Об определении информации, относящейся к инсайдерской ". Инсайдерская информация раскрывается эмитентом с соблюдением требований решения ГКЦБФР от 22 июля 2008 N 792 " О порядке раскрытия инсайдерской информации " и Положение о порядке раскрытия информации эмитентами ценных бумаг. Лица, владеющие инсайдерской информацией, ограничены в пользовании такой информации, в частности, запрещается совершать с использованием инсайдерской информации в свою пользу или в пользу других лиц сделки, направленные на приобретение или отчуждение ценных бумаг, которых касается инсайдерская информация, к моменту предания огласке такой информации.

Статьей 11 Закона Украины " О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине " предусмотрена ответственность эмитентов за непредставление, несвоевременное представление информации, предоставление информации не в полном объеме и т.д..

13. В этой ' связи с принятием Закона об акционерных обществах комментируемая статья была дополнена частью шестой, которая устанавливает разделение АО на два типа - публичные и частные.

Деятельность публичных АО направлена на фондовых биржах. Акционеры частного общества о ' объединяются в том числе с учетом личных отношений, такое общество является более гибким в управлении.

Основные различия между публичными и частными АО приведены в таблице.

Публичные акционерные общества

Частные акционерные общества

Количественный состав акционеров

Более 100 акционеров

Число акционеров не должна превышать 100 акционеров

Порядок отчуждения акций

Акционеры вправе отчуждать акции без согласия других акционеров

Уставом может быть предусмотрено преимущественное право его акционеров и самого общества на приобретение акций, которые предлагаются их владельцем к продаже третьему лицу

Особенности обращения акций

Публичное акционерное общество обязано ' связано пройти процедуру листинга и оставаться в биржевом реестре по крайней мере на одной фондовой бирже.
Заключение договоров купли-продажи акций публичного общества, которое прошло процедуру листинга на фондовой бирже, осуществляется только на этой фондовой бирже

Акции частного акционерного общества не могут покупаться и/или продаваться на фондовой бирже, за исключением продажи путем проведения на бирже аукциона.

Порядок размещения акций допэмиссии

Личное и публичное (т.е. путем публичной предложения по покупке акций неопределенному кругу лиц) размещение акций

Частное размещение акций (среди определенного круга лиц)

Порядок созыва общего собрания акционеров

Если акционеров более 1000 человек, общество не позднее чем за 30 дней до даты проведения общего собрания публикует в официальном печатном органе сообщение о проведении общего собрания. Публичное акционерное общество дополнительно направляет сообщение о проведении общего собрания и его повестке дня фондовой бирже, на которой это общество прошло процедуру листинга

О проведении общего собрания акционеров сообщают персонально в письменной форме в порядке, предусмотренном уставом, в срок не позднее чем за 30 дней до даты их проведения. Публикация объявления в прессе не обязательно ' Обязательная

Особенности голосования на общем собрании и избрания органов управления

Голосование осуществляется по бюллетеням; избрание членов наблюдательного совета осуществляется путем кумулятивного голосования.
Количественный состав наблюд