Гражданский кодекс Украины (ГК Украины) с комментариями к статьям

Статья 293. Право на безопасное для жизни и здоровья окружающей среды

1. Физическое лицо имеет право на безопасную для жизни и здоровья "я окружающей среды, право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее сбор и распространение.

2. Деятельность физического и юридического лица, что Приводит к уничтожению, порче, загрязнению окружающей среды, является незаконной. Каждый имеет право требовать прекращения такой деятельности.

Деятельность физического и юридического лица, которая наносит вред окружающей среде, может быть прекращена по решению суда.

3. Физическая лицо имеет право на безопасные для него продукты потребления (пищевые продукты и предметы быта).

4. Физическое лицо имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, проживания, обучения и т.д..

Комментарий :

Критерии безопасного состояния окружающей среды определяются экологическими стандартами и нормативами и техническими, санитарно-гигиенических, строительными и другими нормами и правилами, Которые содержащие требования по охране окружающей природной среды. Согласно им Должны осуществляться размещение, проектирование, реконструкция, ввод в действие и эксплуатация предприятий, сооружений, эксплуатация транспорта.

Реализация права на безопасную для жизни и здоровья "я среды детализируется в разделе IV Основ законодательства об охране здоровья "я " Обеспечение здоровых и безопасных условий жизни " (ст. ст. 25 - 32).

Ранее основное внимание юристов уделялось охране окружающей среды как совокупности взаимосвязанных 'Связанных природных и искусственных объект объектов. , Euro важным является комплексный подход, в результате которого в "объектом охраны становится окружающей среды, а не только окружающую среду. Следует разобраться в соотношении ЭТИХ двух понятий.

Понятие " окружающую среду " охватывает широкий круг элементов, эт 'связанных с условиями существования человека. Они распределяются по трем группам объект объектов:

- в 'объекты естественной (живой) среды (флора, фауна)

- в ' объекты неживого среды (морские и пресноводные бассейны - гидросфера), воздушный бассейн (атмосфера), почва (литосфера), околоземное космическое пространство

- объект объекты " искусственной & ; quot; среды, созданной человеком в процессе его взаимодействия с природой.

В совокупности все это составляет систему окружающей среды, в зависимости от территориальной сферы может быть подразделена на глобальную, региональную и национальную.

Окружающая - это окружение, в котором функционирует в "объект (воздух, вода, земля, флора, фауна и т.д.). В буквальном смысле этот термин означает все то, что окружает человека, а потом может интерпретироваться как пространство и в "объекты окружающей среды (природной окружающей среды, социальной окружающей среды, производственного окружающей среды, антропогенного окружающей среды, космического окружающей среды и т.д.). Так что понятие " среды " шире по своему содержанию, чем " окружающую среда " и более правильным для формулирования общей нормы на уровне Конституции и ГК. Физическое лицо имеет право на безопасные, благоприятные условия труда, проживания, обучения и т.д.. Кстати, Конституция Украины тоже оперирует в ст. 50 сроком среды в отличие от Конституции РФ, принимает в ст. 42 " окружающую среду ". Применение срока " окружающую среду " оправдано только в специальной норме, как это сделано в ст. 9 Закона Украины от 25 июня 1991 " Об охране окружающей среды ".

правую каждого человека на безопасную для жизни и здоровья" я среды корреспондирует обязанности "связь всех других лиц воздерживаться от негативного воздействия на него. Аналогичное положение закреплено в ч. 2 ст. 293 ГК: деятельность физического и юридического лица, приводит к уничтожению, порче, загрязнению окружающей среды, является незаконной.

Согласно ч. 4 ст. 293 ГК физическое имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, проживания, обучения и т.п..

С целью обеспечения благоприятных для здоровья "я условий труда, учебы, быта и отдыха, высокого уровня трудоспособности, профилактики травматизма и профессиональных заболеваний, отравлений и предотвращение второго возможного вреда для здоровья "я устанавливаются Единые санитарно-гигиенические требования к организации производственных и других процессов, эт 'связанных с деятельностью людей, а также к качеству машин, оборудования, зданий, потребительский товаров и других объект объектов, Которые могут оказывать вредное воздействие на здоровье 'я. Все государственные стандарты, технические условия и промышленные образцы обязанности 'обязательно согласовываются с органами здравоохранения' я в порядке, установленном законодательством (ст. 28 Основ законодательства о здравоохранение 'я).

Право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, проживания, обучения и т.д. имеет отраслевую конкретизации. Например, ч. 3 ст. 153 КЗоТ (Условия труда на рабочем месте, безопасность технологических процессов, машин, механизмов, оборудования и других средств производства, состояние средств коллективной и индивидуальной защиты, используемых работником, а также санитарно-бытовые условия Должны отвечать требованиям нормативных актов об охране труда), ст. 50 Жилищно кодекса УССР (Жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям).

Широко распространены в судебной практике иски о возмещении материального и морального вреда в связи 'связи с затопления квартиры соседями, Которые живут этажом выше. В ЭТИХ ситуациях место нарушение права на надлежащие, безопасные и здоровые условия проживания.

Действующее гражданское законодательство устанавливает принцип полного возмещения вреда, причиненного здоровью "и неблагоприятным воздействием на окружающую среду.

Согласно общей нормы ч. 1 ст. 1166 ГК имущественный вред, причиненный неправомерным решениями, действиями или бездеятельностью личным неимущественным правам физического или юридического лица, а также вред, причиненный имуществу физического или юридического лица, возмещается в полном объеме лицом, прикрыв вред. Дальнейшей конкретизации это положение получило в ст. 69 Закона Украины " Об охране окружающей природной среды ", согласно которой вред, причиненный вследствие нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, подлежит компенсации, как правило, в полном объеме без применения норм снижения размера взыскания и независимо от сбора за загрязнение окружающей природной среды и ухудшение качества природных ресурсов.

Лица, Которым причинен такой вред, Имеют право на возмещение реального ущерба и неполученных доходов за время, необходимое для восстановления здоровья "я качества окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов в состояния, пригодные для использования по целевому назначению.

Лица, обладающие источниками повышенной опасности, обязательства 'Связанные компенсировать причиненный вред гражданам и юридическим лицам, если не докажут, что вред возник вследствие стихийных природных явлений или умышленных действий потерпевших.

Сб 'объектами ответственности за причинение вреда здоровью "и экологическими правонарушениями могут быть предприятия, учреждения, организации, Отдельные физические лица, органы государственной власти или органы местного самоуправления. Вред, причиненный незаконными решениями, действием или бездействием органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления, возмещается государством, Автономной Республикой Крым или органом местного самоуправления независимо от вины ЭТИХ органов (ст. 1173 ГК).

Нормы гражданско-правового института возмещения вреда при нарушении права на безопасную для жизни и здоровья "я окружающей среды (ст. 293 ГК) применяются редко, по нескольким причинам социально-экономического и политического характера. Во-первых, население НЕ готовы к реализации своего права на возмещение экологического ущерба, поскольку сложно доказать факт нанесения ущерба и причинную обусловленность вреда экологическими обстоятельствами. Во-вторых, Украинский суды НЕ Способны будут рассмотрены Многочисленные иски в возмещении экологического вреда. В-третьих, отсутствует предварительная судебная практика, на которую можно было бы положиться при рассмотрении этой категории дел. В В-четвертых, конфликт между интересами РАЗЛИчНЫХ уровней (государственнымы, региональными, ведомственнымы, Корпоративным, личными), что чаще всего лежат в основе судебного спора и часто мешает принятию справедливого законного, обоснованного решения и его реальной исполнению.

Определение объема и характера ущерба, причиненного негативным воздействием окружающей среды имеет свою специфику. При определении величины причиненного вреда Должны учитываться следующие факторы: степень утраты трудоспособности; затраты по уходу за больным; Необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья "я; затраты, эт 'связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии, а также потери, эт 'связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденными патологиями. Особенности возмещения вреда при нарушении права на безопасную для жизни и здоровье 'я окружающей среды заключаются в том, что ущерб, нанесенный природными в "объектами, проявляются спустя некоторое время. Многие из них носят потенциальный латентный характер. Не всегда можно точно определить объем вызванных вредных последствий и рассчитать размер нанесенного ущерба. Правовой науке известен таксовая метод расчета суммы ущерба, нанесенного природным ресурсам. Существуют Многочисленные нормативно-правовые акты, устанавливающие размер материальной ответственности в зависимости от количества и качества незаконно уничтоженных природных объ объектов, например, постановление Кабинет министров Украины от 5 декабря 1996 г. N 1464 " О таксы исчисления размера вреда, причиненного лесного хозяйства ", постановление Кабинет министров Украины от 19 января 1998 г. N 32 " Об утверждение такс исчисления размера возмещения вреда, причиненного в результате незаконного добывания (сбор) или уничтожение ценных видов рыб и других объ объектов водного промысла ", постановление Кабинет министров Украины от 21 апреля 1998 г. N 521 " Об утверждение такс исчисления размера возмещения вреда, причиненного нарушением природоохранного законодательства в пределах территорий и 'объектов природно-заповедного фонда Украины ", постановление Кабинет министров Украины от 8 апреля 1999 г. N 559 " О таксы исчисления размера вреда, причиненного зеленым насаждениями в пределах городов и других населенных пунктов ".

При исследовании указанных нормативно-правовых актов можно сделать вывод, что таксовая метод подсчета убытков определяется возможностью установки какому количеству деревьев, животных, рыб и т.п. нанесен вред. Такса устанавливается по каждый экземпляр уничтоженного или незаконно добыть деревья и животные, а размер взыскания в согласование с установленными таксами по количеству поврежденных или уничтоженных в "объектов природы. Итак, такса как условная единица начисления размера ущерба может быть применена только для тех природных ресурсов, Которые представляют собой делящийся в "объект. Несмотря на явные преимущества таксовая метода для судебной практики не представляется возможным применить данный метод начисления убытков по отношении к недр, земельных и водных ресурсов, атмосферного воздуха.

не подлежит доказыванию тот факт, что такие неимущественные блага, как жизнь и здоровье "Я являются неделимым, а потом обращение к таксовая метода при расчете ущерба, нанесенного нарушением права на безопасную для жизни и здоровья "я окружающей среды, представляется нелогичным. Размер взысканий должен определяться по фактическим затратам на восстановление здоровья "я. В этом случае будет применяться норма ст. 1195 ГК, согласно которой физическое или юридическое лицо, которое нанесло ущерб повреждением здоровья "я, обязательства 'Связана возместить потерпевшему заработок (доход), Утраченный им вследствие потери или уменьшения профессиональной или общей трудоспособности, а также возместить дополнительные расходы, вызванные необходимостью усиленного питания, санаторно-курортного лечение, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход и т.п..

Возмещение убытков и другие способы возмещения имущественного ущерба Возможны в ограниченном ряде случаев (например, при обязательства 'Обязательства по возмещению вреда, причиненного увечьем, другим повреждением здоровье' я или смертью). Если в сфере договорных правоотношений возмещения убытков достаточно распространенным способом защиты, среди способов защиты личных неимущественных прав он Занимает НЕ столь значительное место.

раздражающих шум все больше становится фактором загрязнения окружающей среды. Сильный шум может иметь для человека различные последствия общего характера, Которые влияют на вегетативную и нейроэндокринную систему. Эти физиологические эффекты менее значимые, чем влияние шума на психофизиологических уровне. Положение в шумовой загрязнение (принято 44-й Всемирной медицинской ассамблеей, Испания, сентябрь 1992 г.) требует соответствующего правового регулирования против сильного шума в общественных местах и значение на практике. Известно немало случаев, когда в летний период в курортных городах открывается множество дискотек, шум которых мешает гражданам, проживающих в домах рядом. В данном случае можно использовать такой способ защиты права на безопасную для жизни и здоровья "я окружающей среды, как прекращение действия, которое нарушает право (п. 3 ч. 2 ст. 16 ГК).

Вторым примером использования этого способа защиты является требование физического лица в запрете деятельности предприятия, ухудшает экологическую обстановку по месту жительства физического лица. На данный момент главная роль в создание благоприятного окружающей среды отдается административным мерам: приостановка движения транспорта на Некоторых улицах, наложение штрафа за несоблюдение правил по обеспечению чистоты и порядка в городах и других населенных пунктах (ст. 152 Кодекса Украины об административных правонарушениях), запрет или временное приостановление санитарно-эпидемиологической службой предприятий, где условия работы НЕ соответствуют установленным нормам. Действующий ГК предоставляет физическим лицам возможность использовать гражданско-правовые способы защиты права на безопасную для жизни и здоровья "Я окружающей среды и рассматривать в судебно порядке иски в прекращение или временном приостановление деятельности нарушителей - юридический и физических лиц, Которые наносят вред окружающей среде. В частности, этому посвящена Постановление верховной рады Украины от 29 октября 1992 " Об утверждение Порядок ограничения, временного запрета (остановка) деятельности предприятий, учреждений, организаций и объект объектов в случае нарушения ими законодательства о охране окружающей природной среды ".

Прекращение такой деятельности может быть реализовано путем самозащиты права, когда потерпевший обращается непосредственно к правонарушителей с требованием прекратить нарушения. При безрезультативности таких усилий (и даже без обращения к нарушителю) потерпевший может обратиться в государственные органы.

Защита права на безопасное для жизни и здоровья" Я окружающей среды может также происходить посредством признания незаконным решения, действий или бездеятельности органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления, их должностных и служебных лиц (п. 10 ч. 2 ст. 16 ГК).