Гражданский кодекс Украины (ГК Украины) с комментариями к статьям

Статья 297. Право на уважение достоинства и чести

1. Каждый имеет право на уважение его достоинства и чести.

2. Достоинство и честь физического лица являются неприкосновенными.

3. Физическое лицо имеет право обратиться в суд с иском о защите его чести и достоинства.

Комментарий :

1. Статья закрепляет за физическими лицами право на уважение их чести и достоинства. Особенность данного права заключается в том, что в согласованию со ст. 3 Конституции Украина, честь и достоинство человека признаются высших социальными ценностями.

Анализируя такое Личное неимущественное благо физического лица, как честь, то следует заметить, что оно включает в себя, по крайней мере две стороны: в" объективную и субъект объективную. Во объект Объективной стороной чести следует понимать оценочную категорию, которая направлена является социально-значимые факты (информация) в конкретных действия лица и его поведение в целом, поскольку его внутренний мир, Который не имеет объект ективованоы формы выражения (слова, письменная форма, действия и т.д.), не может расцениваться как источник информации. Полученная информация сопоставляется в сознании информации об общественных потребностях критерии добра и зла, справедливости, совести, обязанности 'связи, общественного идеала и на основе этого возникает отметка в правильности или неправильности (честность или нечестность) действий или поведения индивида в целом. Сб "объективная сторона чести неразрывно эт 'связана и формируется на основании объект Объективной. Она является самооценкой лица своего поведения, своих действий, на основе собственного внутреннего духовного мира, мировоззрения, ценностей и убеждений, так называемой " личной честью ".

Учитывая Указанное, по нашему мнение, под понятием чести как о 'объектом данного права, следует понимать Личное неимущественное благо, что является положительной социальной оценкой личности в глазах окружающих, которая основывается на согласование ее деяний (поведения) общепринятым представлениям о добре и зле и осознание лицом этой оценки. При этом, надо заметить, что регулированию и охране подлежат Лишь правоотношения, возникающие по внешней (объект Объективной) стороны чести, поскольку внутренняя (Субъект объективная) сторона чести правовом воздействию НЕ поддается, она недостижима для постороннего вмешательства. Такое видение соответствует и общеевропейским стандартам, например, ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах. Однако следует отметить, что содержание понятия " честь " НЕ является категорией постоянной и изменяется в зависимости от того состояния, в котором находится общество или определенная социальная группа, от их приоритетов, убеждений и добродетелей.

Относительно понятия " достоинство ", необходимо отметить, что оно, как и честь, включает в себя две стороны: в "объективную и субъект объективную. Во объект Объективной (социальной) стороной достоинства понимается то, что как моральная ценность и общественная значимость личности, она определяется существующим общественным или классовым отношением и НЕ зависит от человека. То есть, человек, уже только в силу того, что она является биологическим существом, наделенный определенной объект Объективной достоинством. Вот почему, иногда в "объективный аспект достоинства называется человеческой или антропного достоинством, безотносительно к индивидуальным особенностям человека, социального статуса, профессиональной принадлежности и т.д.. Сб 'объективная (Индивидуальная) сторона проявляется в осознание и чувстве собственного достоинства, своего достоинства как человека, личности, как представителя то или иной общности или определенной группы, что обусловлено возможностью человека отражать Не только в "объективный мир, но и себя в этом мире, свою роль и место в нем. Именно субъект объективная сторона достоинства выполняет мотивировочную функцию в поведении человека, понимается некоторыми Автор как-то внешняя сторона достоинства, или индивидуальная (личная) достоинство.

По нашему мнение, под понятием & quot ; достоинство личности " следует понимать признание ценности каждого физического лица как уникальной биопсихосоциальной существа. При этом, что касается гражданско-правового регулирования и защиты, то они Возможны только Относительно правоотношений, возникающий по о 'Объективной стороны достоинства лица, в то время как субъект объективная сторона для правового воздействия недостижима и восстанавливается Лишь вследствие восстановления объект Объективной стороны. Причем такое понимание прямо следует общеевропейским стандартам в области прав человека, в частности, ст. 3 Конвенции в защите прав и основных свобод человека, преамбула Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и т.д..

Итак, как видно из вышеприведенного, понятия чести и достоинства достаточно близкими, взаимосвязанными и взаимосвязанных 'Связанными, однако не тождественны.

2. Законодатель, закрепив за физическим лицом право на неприкосновенность чести и достоинства, по нашему мнение, Совершил несколько некорректно, поскольку даже формулировки самого " права на уважение " НЕ охватывает сущность отношений, требующих правовой регуляции и охраны. Ведь право на уважение, для того, чтоб считаться гарантированное государством возможностью, должно быть обеспечено корреспондирующим обязанности 'связью всех лиц уважать честь и достоинство определенного субъекта' объекта. Но уважение является высшим проявлением приверженность и признание определенных заслуг, формируемый на основании собственных убеждений. А это значит, что нельзя человека заставить уважать, Учитывая провозглашенный конституционный принцип свободы мысли и слова, нельзя найти оценщик глубины уважения т.п.. Другое дело, что человека можно шляхта не нарушать то или иное право, а в случае нарушения этой обязанности 'связи - осуществить защиту данного права, о чем в принципе идет речь в самой статье. Поэтому, более целесообразно было бы закрепить в данной статье право на достоинство и честь, чем право на уважение к ним. Поэтому, под правом на достоинство, следовало бы понимать Личное неимущественное право физического лица на собственную ценность как биопсихосоциальной существа, а также на осознание этой ценности и осознание значимости себя как личности, что играет определенную социальную роль в общественной жизни. В свою очередь, право на честь - Личное неимущественное право физического лица на о 'объективную, полную и своевременную оценку ее и ее действий (поведения) по соблюдению морально-этических и правовых норм, со стороны общества, определенной социальной группы и отдельных граждан, а также на формирование этой оценки и пользования ею.

3. Предусмотрено комментируемой статьей право на уважение достоинства и чести состоит из следующих составных частей:

а) право на неприкосновенность чести и достоинства

бы) на защиту достоинства и чести в случае нарушения.

Право на неприкосновенность чести и достоинства заключается в запрете осуществлять любые действия, Которым могут быть нарушены данные личные неимущественные права. Наиболее часто честь и достоинство могут нарушаться путем распространения недостоверной информации. При этом неважно, каким способом осуществляется распространение информации (устным, письменным, с помощью произведений искусства, с помощью мимики, жестов и других устоявшихся действий, с помощью СМИ, с помощью электронных коммуникаций и т.п.), основным является то, чтоб данная информация касалась определенного лица, была изложено недостоверно и нарушал данные личные неимущественные права (см. комментарий к ст. 277 ГК Украины).

При этом следует заметить, что практика Европейского Суда по правам человека исходят из того, что когда информация касается публичного лица (политического деятеля, государственного служащего и т.д.), то право на неприкосновенность чести и достоинства является несколько ограниченным по объему и содержанию. Все это повязки связано с тем, чтоб забезпечиты свободу слова для формирования громадськоы думкы в поведении соответствующей публичного лица и исключить вмешательство государства в осуществление свободы слова под предлогом защиты чести и достоинства политических деятелей (См., например, решение по делу Лингенса против Австрии (Lingens v. Austria)). При этом права на неприкосновенность чести и достоинства публичного лица подлежат защите только в случае, если это лицо докажет, что информация распространена " с явным злым умыслом ", т.е. со знанием ее ложности, или с пренебрежением вопрос об их правдивость или ложность (см., например, решение по делу " Нью-Йорк Таймс против Салливана " (New York Times v. Sullivan) или " Куртис Паблишинг Ко. против Батса " (Curtis Publishing Co. v. Butts)).

Однако распространения информации является Наиболее распространенным, но далеко не Единственным способом нарушения чести и достоинства. Указанное право может нарушаться также и в случаях незаконных насильственных действий над личностью, например, пытки, жесткого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания, принудительные медицинские опыты и эксперименты, " дедовщина ", сексуальные домогательств и т.д..

Что есть касается права на защиту достоинства и чести, то оно осуществляется в согласование с требованиями Главы 3 и ст. ст. 275 - 280 ГК Украины. Основным способом защиты при этом законодатель определяет судебный.