Гражданский кодекс Украины (ГК Украины) с комментариями к статьям

Статья 302. Право на информацию

1. Физическое лицо имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию.

Сбор, хранение, использование и распространение информации о личной жизни физического лица без его согласия не допускаются, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.

2. Физическое лицо, которое распространяет информацию, обязательства 'связана убедиться в ее достоверности.

Физическое лицо, которое распространяет информацию, полученную из официальных источников (информация органов государственной власти, органов местного самоуправления, отчеты, стенограммы т.п.), не обязательства 'Связана проверять ее достоверность и НЕ несет ответственности в случае ее опровержения.

Физическое лицо, которое распространяет информацию, полученную из официальных источников, обязательства 'связана делать ссылку на такой источник.

Комментарий

1. Статья закрепляет за физическим лицом право на информацию. Законодатель определяет " информацию ", как документированные или публично объявленные сведения о событиях и явлениях, происходящих в обществе, государстве и окружающей среде (ст. 1 Закона Украины " Об информации "). При этом, в "объектом данного права является все виды информации, к Которым относят: статистическую информацию, административную информацию (данные), массовую информацию, информацию о деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления, правовой информацию, информацию о лице, информация справочно-Экциклопедического характера, социологическую информацию (ст. 18 Закона Украины " Об информации "), а также научно-техническую информацию (ст. 1 Закона Украины " О научно-технической информации "). Более подробно см.. комментарий к ст. 200 ГК Украины.

2. Право на информацию как Личное неимущественное право физического лица включает в себя возможность свободного, и необходимого для реализации им своих прав, свобод и законных интересов, осуществления задач и функций:

а) сбор информации, т.е. предоставленную законом возможность приобретение, накопление в согласование с Действующим законодательством Украины документированной или публично объявляемой информации физическими лицами

б) использование информации, т.е. возможность удовлетворять свои информационные потребности любым запрещенной Действующим законодательством способом

в) распространение информации, то есть возможность физического лица распространять, обнародовать, реализовывать в установленном законом порядке документированной или публично оглашаемой информации

г) хранение информации, то есть обеспечение надлежащего состояния информации и ее материальных носителей.

Однако осуществление физическими лицами права на информацию носит определенную специфику Относительно информации о личной жизни физического лица. Учитывая определенную конфиденциальность данной информации следует отметить, что в согласование с Действующим законодательством сбор, хранение, использование и распространение этой информации происходит только с согласия физического лица. Исключением из такого правила могут стать Лишь случаи, определенные законом. При этом, комментируемая статья устанавливает также и цель такого ограничения - Оно должно ограничиваться исключительно в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.

3. Кроме сказанного, действующее законодательство устанавливает несколько других Специальных режимов осуществления права на информацию, в зависимости имеющейся в "объектом данного права. Так, например, близким к правовому режиму, Который устанавливается для " информации о личной жизни " является правовой режим, устанавливаемый для " информации в лицо ". Под понятием " информация о лице " законодатель понимает совокупность документированных или публично объявленных сведений о лице (ст. 23 Закона Украины " Об информации "). Основными данными о личности (персональным данными) являются: национальность, образование, семейное положение, религиозность, состояние здоровья "я, а также адрес, дата и место рождения. Источниками документированной информации о личности являются выданные на ее имя 'я документы, подписанные ею документы, а также сведения о лице, собранные органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий. При этом, вводится принцип, по которому необходимое количество данных о физическом лице, которое можно Получить законным путем, должно быть максимально ограничено и может быть использован только для законной цели. Так, например, согласование со ст. 34 Закона Украины " О телекоммуникации " предназначены для обнародования телефонные справочники, в том числе электронные версии и базы данных информационно-справочных служб, могут содержать фамилию, имя ', отчество, наименование, адрес и номер телефона абонента только в случае, если в договоре о предоставление телекоммуникационных услуг содержится согласие потребителя на опубликование такой информации. В случае отсутствия согласия на такое размещение, потребитель имеет право на безвозмездной изъятие сведений о нем полностью или частично из электронных версий баз данных информационно-справочных служб.

Особенность правового режима этой информации заключается в том, что законодатель устанавливает возможность сбора, хранения, использования и распространения информации о личной жизни физического лица без его согласия не допускаются. То есть, лицо имеет право в зависимости от своих интересов и цели давать или не давать согласие на сбор, хранение, использование и распространение сведений о лице (образование, семейное положение, религиозность, состояние здоровья "я, дата и место рождения, имущественное положение и другие персональные данные). Следует также обратите внимание на то, что в согласование с Решением конституционного Суда Украины по делу Г. К. Устименко лицо самостоятельно определяет, какие ее персональные данные относятся к сфере конфиденциальной информации, т.е. к информации с ограниченным доступом. Согласие на сбор, хранение, использование и распространение сведений о недееспособному лица предоставляется членом ее семьи "и или законным представителем. Кроме этого, физическое лицо имеет право знакомиться в органах гос власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях со сведениями о себе, не являющимися гос тайной или другой защищенной законом тайной (ч. 3 ст. 32 Конституции Украины). При этом, в период уборки информации о физическом лице она, члены семьи "и или законный представители недееспособному Имеют право знать, какие сведения и с какой целью собираются, как, кем и с какой целью они используются. В период хранения и распространения персональных данных эти же лица Имеют право доступа к такого рода информации, оспаривать достоверность, полноту т.д..

К гарантий полной и своевременной реализации физическими лицами данного права относятся:

а) обязанность 'связь органов гос власти, органов местного самоуправления, а также организаций информационные системы которых помещают информацию о физических лицах, Предоставлять ее беспрепятственно и бесплатно по требованию лиц, которых она касается, кроме случаев, предусмотренных законом.

бы) обязанность 'Связь органов государственной власти и органов местного самоуправления Принимать меры по предотвращению несанкционированного доступа к информации в физическом лицо.

в) запрет доступа посторонних лиц к сведениям о другом лице, собранным в согласование с Действующим законодательством государственнымы органами, организациями и должностным лицами.

г) запрет хранения информации в граждане дольше, чем это необходимо для законно установленной цели.

д) требование максимального ограничения необходимого количества данных в физическое лицо, которое можно Получить законным путем, а также возможность употребляться только для законно установленной цели (ст. 31 Закона Украины " Об информации ").

Однако данное право физического лица может быть ограничено в случаях, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека. Так, например, лицу могут отказать в реализации права знакомиться с собранной в физическом лице информации в органах гос власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях, когда данные сведения составляют Государственную или иную охраняемую законом тайну. Еще одним случаем ограничения такого права являются Отдельные разновидности медицинской информации (свидетельство о состоянии здоровья "я человека, историю его болезни, в цели предложенных исследований и лечебных мероприятий, прогноз возможного развития заболевания, в том числе и о наличии риска для жизни и здоровья "я), в случаях, когда она может нанести вред здоровью "и пациента (ст. 39 Основ законодательства о здравоохранении" я).

4. Отдельный правовой режим Установленный настоящей статьей и для информации, составляющей Государственную тайну или конфиденциальную информацию юридического лица.

гос тайной следует определять вид тайной информации, которая охватывает сведения в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, гос безопасности и охраны правопорядка, разглашение которых может нанести ущерб национальной безопасности Украины и Которые признаны в порядке, установленном Действующим законодательством, гос тайной и подлежат охране государством (ст. 1 Закона Украины " О гос тайне ").

согласования понятие " конфиденциальной информации юридического лица " четко законодателем не определяется. В результате, общее понимание конфиденциальности дает нам возможность определить, что под этим понятием следует понимать сведения, находящиеся во владении, пользовании или распоряжении отдельных юридических лиц и распространяются по их желанию в согласование с предусмотренным ими условий (ст. 30 Закона Украины " Об информации "). К ней, в частности, следует относить информацией профессионального, делового, производственного, банковского, коммерческого и второго характера, полученной юридическим лицом на собственные средства, или такой, которая является предметом ее профессионального, делового, производственного, банковского, коммерческого и второго интереса и НЕ нарушает предусмотренной законом тайны.

Особенности правового режима информации, составляющей Государственную тайну или является конфиденциальной информацией юридического лица состоят в том, что ГК Украины НЕ допускает сбора этой информации. Но в отдельных случаях, прямо предусмотренных законом такой запрет может быть и снята, например, в случае, когда сокрытие данной конфиденциальной информации, представляет угрозу жизни и здоровью "и человек.

5. Кроме предусмотренных в указанной статье полномочий, содержанию этого права включается и Определенный обязанности 'связь, суть которого заключается в необходимости убедиться в достоверности информации, которую физическое лицо распространяет. Данный обязанности 'связь является важной гарантией по соблюдение других личных неимущественных прав физических лиц, в частности, права на уважение чести и достоинства, права на неприкосновенность репутации и т.п..

Но не каждая информация требует указанного удостоверившись физического лица в достоверности этой информации, поскольку достоверность отдельных видов информации презюмируется. Например, если физическое лицо распространяет информацию, полученную из официальных источников (Информация органов государственной власти, органов местного самоуправления, отчеты, стенограммы и т.п.), то в этом случае идет, идет, она не обязательства 'связана проверять ее достоверность. А это означает, что такая информация может распространяться физическим лицом произвольно. Соответствующее освобождение от обязанности 'связи проверять достоверность такой информации означает еще и увольнения физического лица от ответственности за выполнение этой обязанности 'связи. Это означает, что на физическое лицо быть не может быть положен ни обязанности 'связь опровергнуть такую 'Обязательным условием такого освобождения от ответственности является то, чтоб физическое лицо, распространяет информацию, полученную из официальных источников, обязательства 'связана делать ссылку на такой источник.

6. Осуществление права на информацию обеспечивается рядом гарантий, предусмотренных ст. 10 Закона Украины " Об информации "

а) обязанность 'связью органов государственной власти, а также органов местного и регионального самоуправления информировать о своей деятельности и Принятые решения

б) Созданием в государственных органах Специальных информационных служб или систем, обеспечивающих в установленном порядке доступ к информации

в) свободным доступом субъектов 'объектов информационных отношений к статистическим данным, архивным, библиотечным и музейным фондам, ограничения этого доступа обусловливаются Лишь спецификой ценностей и Особыми условиями их сохранности, определяемыми законодательством

г) Созданием механизма осуществления права на информацию

д) осуществлением государственного контроля за соблюдением законодательства об информации

е) установление ответственности за нарушение права на информацию, например, в ст. 49 Закона Украины " В информацию ".