Гражданский кодекс Украины (ГК Украины) с комментариями к статьям

Статья 326. Право гос собственности

1. В гос собственности находится имущество, в том числе денежные средства, принадлежащие государству Украина.

2. От имени и в интересах государства Украина право собственности осуществляют соответственно органы гос власти.

3. Управление имуществом, находящимся в гос принадлежности, осуществляется государственнымы органами, а в случаях, предусмотренных законом, может осуществляться другими субъектами "объектами.

Комментарий

1. В ст. 34 Закона Украины " В собственности ", Который потеряла силу согласно ЗУ от 27.04.2007 г. было изложено детализированный перечень в "объектов права общегосударственной (республиканской) собственности. В новом ГК законодатель отказался от такого подхода, ограничившись лаконичным нормой, с которой однозначно следует, что в гос собственности может быть любое имущество без каких-либо ограничений.

2. Правовая природа права гос и коммунальное собственности является достаточно сложной и динамичной. Изучить вопрос этой темы невозможно без обращения к истории становления ЭТИХ форм публичной собственности. В советский период государственная собственность была доминирующей, а ее удельный вес во всем национально богатстве Союза ССР составляла более 90 процентов. При этом ее Единственным субъект объектом было государство в лицо Союза ССР. Союзные республики юридически НЕ признавались владельцами тот или иной части гос принадлежности, расположенной на их территории. В ст. 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 было записано, что " государство является Единственным собственником всего государственного имущества ". Данная норма соответственно была воспроизведена в гражданских кодексах всех союзных республик.

Союзные республики бывшего СССР впервые были признаны субъектами 'объектами права гос принадлежности Законом СССР " О собственности в СССР " от 6 марта 1990, в котором в качестве разновидности гос собственности были предусмотрены: общесоюзная собственность, собственность союзных республик, собственность автономных округов, собственность административно-территориальных образований. Украина была признана непосредственно собственником, расположенного на ее территории и второго имущества, декларацию в ГОСУДАРСТВЕННОМ суверенитете Украины, Законом " Об экономической самостоятельность Украинской ССР ", но детальное урегулирование государственная собственность получила в Законе " В собственности ". При этом следует учитывать, что формирование правовых принципов гос собственности имеет два этапа: первый - до принятия в 1996 году Конституции Украины, второй - после принятия Конституции Украины.

На первом этапе в согласование с Законом " В собственности " в гос собственности были отнесены общегосударственная (Республиканская) собственность и собственность административно-территориальных единиц (коммунальная собственность). Иными словами, республиканская и коммунальная собственность признавались разновидности гос принадлежности. В Законе " В собственности " отдельно была выделена Исключительная собственность народа Украины, которая по своей экономико-правовой природе также является разновидностью гос принадлежности. Особенностью права гос принадлежности этого периода стало то, что ее субъект 'объектами были признаны:

субъект объектом права общегосударственной собственности - государство в лице верховной рады Украины

субъект объектами права коммунальное собственности - административно-территориальные единицы в лице Советов депутатов

субъект Объектами права гос принадлежности на землю - Верховная Рада Украины - на земле общегосударственной собственности; Верховный Совет Республики Крым - на дно в пределах территории республики, за исключением общегосударственных земель; областные, районные, городские, поселковые, сельские Советы - на земле в пределах их территорий, за исключением общегосударственных земель. Таким образом, для первого этапа развития права гос принадлежности характерна ее багатосуб 'ектнисть, что с позиций цивилистической учения Принимать нельзя считать удачным законодательным решением.

На втором этапе произошли существенные изменения в структуре гос принадлежности. В новой Конституции Украины 1996 года были предусмотрены Исключительная собственность украинского народа, государственная собственность и собственность территориальных общин села, поселка, города, есть коммунальная собственность (Статьи 13, 14, 142). Итак, в Конституции Украины коммунальная собственность стала отделенной от гос принадлежности как юридически, так и экономически, а затем приобрела признаки самостоятельной формы собственности. Однако в Законе " В собственности " Соответствующие конституционные новеллы НЕ нашли пока адекватного отражения. Поэтому вопросы гос и коммунальное собственности необходимо изучать с учетом указанных изменений в правое гос принадлежности. Обязанность "Обязательно необходимо Ознакомиться с положениями Закона Украины " О местном самоуправлении в Украине ", в котором содержится немало норм, посвященных праву Коммунальное собственности, управления ею.

Достаточно сложным для изучения может оказаться вопрос осуществления права гос и коммунальное собственности. Сб 'объекты права гос и коммунальное собственности осуществляют принадлежащие им правомочия собственника, Используя, в частности, особый правовой институт - управление. Такое управление государственным имуществом от имени народа (населения административно-территориальной единицы) сначала осуществляли соответственно Верховная Совет Украины, местные советы народных депутатов и Уполномоченные ими государственные органы (ст. 33 Закона Украины " В собственности ", а после принятия новой Конституции Украины - Непосредственно Кабинет министров Украины Относительно гос принадлежности, территориальные общины по коммунальное собственности и Уполномоченные ими органы.

Система управления гос и коммунальное собственностью достаточно сложная, неоднократно менялась.

Нельзя обойти вниманием статус Фонда государственного имущества Украины, Который также имеет определенные полномочия в сфере управления гос собственностью. Однако эти полномочия весьма ограничены и сводятся в основном к тому, что Фонд осуществляет права распоряжения имуществом государственных предприятий в процессе их приватизации, создание Совместных предприятий, осуществление полномочий по организации и проведению приватизации имущества государственных предприятий, осуществление полномочий арендодателя имущества государственных предприятий и организаций, их структурных подразделений.

Основополагающие принципы осуществления правомочий по коммунальное собственности сформулирован в ст. 143 Конституции Украины, согласно которой территориальные общины села, поселка, города непосредственно или через образованные ими органы местного самоуправления управляют имуществом, находящимся в коммунальное собственности и создают, реорганизуют и ликвидируют коммунальные предприятия, организации и учреждения, а также осуществляют контроль за их деятельностью.

Для эффективного использования имущества в производственно-хозяйственной деятельности, в социально-культурной сфере часть его передается создаваемым государственным (коммерческим или государственным казенным) предприятиям, учреждениям, за Которым имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления (ст. 73 ГК). Здесь очень важно правильно разгранич эти две конструкции правовых режимов имущества государственных и коммунальных юридических лиц. Для этого в первую очередь необходимо внимательно проанализировать Соответствующие положения хозяйственного кодекса (ГК) Украины.

Согласно ст. 136 ГК Украины право хозяйственного ведения является вещным правом субъект объекта предпринимательства, владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленными за ним собственником (уполномоченным им органом), с ограничением правомочия распоряжения Относительно отдельных видов имущества по согласию собственника в случаях, предусмотренных этим Кодексом и другими законами. Согласно ст. 137 ГК Украины правом оперативного управления признается вещное право субъекта 'ведения хозяйства, Который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленными за ним собственником (уполномоченным им органом) для осуществления некоммерческой хозяйственной деятельности в пределах, установленных настоящим Кодексом и другими законами, а также собственником имущества (уполномоченным им органом).

Согласно ГК Украины по государственным коммерческими предприятиями имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения, а за казеннымы предприятиями - на правое оперативного управления, содержание которых определяется статьями 136 - 137 ГК.

Правовой статус казенных предприятий впервые был определен Законом " О предприятиях в Украине &; quot; (статьи 2, 10, 37 - 39) и положениями Устава казенного предприятия, утвержденно постановлением Кабинет министров Украины от 16 июня 1998 г., а с 1 января 2004 - также хозяйственным кодексом Украины. Осуществляя право оперативного управления, казенной предприятие владеет и пользуется государственным имуществом, а распоряжается принадлежащим к основным фондам, только с разрешения органа, уполномоченного управлять этим имуществом.

Создаются Казенный предприятия по решению Кабинет министров Украины путем преобразования государственных предприятий, НЕ подлежащей приватизации. Такое решение принимается, в частности, если предприятие проводит производственную или другую деятельность, которая в согласование с законодательством может осуществляться только государственным предприятием, или если главным потребителем продукции предприятия (более 50%) является государство, или если предприятие является субъект объектом естественных монополий. Виды естественных монополий определяются, в частности, законами Украины " В естественных монополии ", " В транспорте ", " О телекоммуникации ", " О железнодорожном транспорте ", воздушным кодексом Украины, Кодексом торгового мореплавания Украина. По решению Кабинет министров Украины осуществляются также ликвидация и реорганизация казенного предприятия. Органами управления казеннымы предприятиями являются министерства и другие центральные органы от от исполнительной власти. В соответствии со ст. 76 ГК Украины орган, к сфере управления которого входит казенной предприятие, утверждает его руководителя, дает разрешение на осуществление казенным предприятием хозяйственной деятельности, определяет виды продукции (Работ, услуг), на производство и реализацию которой распространяется Указанное разрешение.

По общему правилу, казенной предприятие отвечает по своим обязательства вязания в полном объеме средствами и иным имуществом, за исключением основных фондов. Лишь в случае недостаточности таких средств и имущества ответственность за обязательства вязания казенного предприятия несет собственник, т.е. государство.

Имущество, являющееся гос собственностью и Закрепленное за государственным учреждением (организацией), состоящим на ГОСУДАРСТВЕННОМ бюджете, принадлежит ему на праве оперативного управления. Государственные учреждения (организации), находящиеся на ГОСУДАРСТВЕННОМ бюджете и могут в случаях, предусмотренных законодательнымы актами Украины, осуществлять хозяйственную деятельность, Имеют право самостоятельного распоряжения доходами от такой деятельности и имуществом, приобретенным за счет ЭТИХ доходов. Государственное учреждение (организация) отвечает по своим обязательства вязания средствами, имеющимися в его распоряжении, а при их недостаточности такую